Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Азбука Бяспекі

Мир, в котором мы живём полон опасностей, постоянно угрожающих жизни и здоровью наших детей. Никто не застрахован от того, что в любой момент ребёнок может оказаться в зоне опасного события. Разрешить это противоречие возможно путём формирования у детей дошкольного возраста умения оценивать возникающие опасности, заранее предусмотреть меры защиты, предотвратить экстренные ситуации, научить ребёнка осознанно действовать в сложившейся ситуации, привит ему навыки безопасного поведения в разных условиях совместно с родителями, педагогами и социальными партнёрами, которые выступают для ребёнка примером для подражания.

Стратегия обучения правилам безопасности: психологи рекомендуют

Любой школьник и даже несмышленыш детсадовского возраста четко знает ответы на вопросы, что нужно делать, если в дверь стучатся, а ты дома один; если незнакомец предлагает прокатиться на машине, конфету или поиграть с его собакой. Родители уверены: их ребенок точно знает, что делать в такой ситуации. Однако, как утверждают детские психологи, между знаниями и практикой у малышей чаще всего существует большая разница. Они поясняют, что детское сознание устроено таким образом, что в теории они могут отлично знать, как следует поступать в той или иной ситуации, однако на практике не использовать свои знания. Дети легко ведутся на все интересное, новое и необычное. Поэтому мало повторить сто раз, чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах.

Родителям следует учитывать особенности детского мышления и в соответствии с этим строить тактику обучения своего малыша. Любые правила безопасности следует не только сообщать ребенку, но и вводить в практику ежедневного поведения. Они должны настолько прочно засесть у него в голове, что в нужный момент сработают практически на уровне рефлексов. Тогда ваш малыш не растеряется и при необходимости сумеет сориентироваться и повести себя правильно.

Обучаем играючи

При этом обучать ребенка правилам безопасности следует как можно раньше. Психологи утверждают, что знания, внушенные в раннем детстве, запоминаются надолго. Очень действенны для восприятия малышей неназойливые комментарии, которые вы можете делать, рассказывая или читая сказку. Такие вставки сосредотачивают внимание детей на том, что может случиться, если ты остался дома один, если нарушишь запрет и выглянешь в окошко (откроешь дверь), если при встрече с незнакомцем поведешь с ним разговор. Безусловно, не стоит ограничиваться только сказками – всегда, когда малыш сталкивается с опасной ситуацией, следует акцентировать внимание на том, в чем заключается опасность и как ее можно избежать.

Таким образом, можно ненавязчиво подготовить благоприятную почву для дальнейшего обучения ребенка. При этом родителям следует помнить, что маленькие дети с трудом представляют себя на месте кого-то другого. Им обязательно нужно прочувствовать ситуацию, поэтому максимальный эффект от обучения будет, когда задеты чувства ребенка: ему интересно, любопытно и немного страшно. Такую атмосферу погружения в ситуацию можно создать с помощью игры. Поэтому обучая, следует играть с ребенком, не просто читать сказки, но и разыгрывать небольшие спектакли с помощью подходящих игрушек. В процессе игры родителям следует также создавать ситуацию и вместе с ребенком искать выход – как правильно поступить, чтобы не попасть в беду?

В процессе игры главное – не перегибать палку: важно не напугать малыша, а просто насторожить, чтобы у него появилась привычка самому заботиться о своей безопасности. При этом полученные знания следует обязательно закреплять на практике. Для этого даже не потребуется специального времени. Просто используйте подходящие ситуации и беседуйте с ребенком. Например, если вы идете по тротуару, спросите у малыша, почему вы идете не у самого краешка. Он должен ответить, что это может быть опасно, поскольку машины проходят совсем близко.

С самого раннего возраста дети должны уметь твердо сказать при необходимости «нет», они должны уметь закричать, убежать, обратиться за помощью к первому попавшемуся человеку. Некоторые малыши теряются или стесняются так поступать, поэтому играйте с ними в игры вроде «Как убежать от злодея», «Кто громче крикнет», «Отыщи помощника».

Опыт без шишек!

Помогайте ребенку приобретать собственный опыт. Мало сказать, насколько опасен весенний лед, важно показать ему это. Проходя мимо пруда с малышом, возьмите камешек и бросьте в воду. Пусть он увидит, как легко проломится лед, как брошенный камень пойдет ко дну.

Детям можно бесконечно повторять, что нельзя открывать дверь, не узнав, кто за ней находится. Чтобы эта истина отложилась у них в голове, поиграйте с ним на эту тему. Когда раздается звонок, предложите ребенку самому подойти к двери, посмотреть в глазок и спросить «Кто там?». В следующий раз малыш может действовать сам, без подсказки, родители со своей стороны могут понаблюдать и сделать вывод – что он усвоил, а что нет.

Успех – в разнообразии методов

В процессе обучения правилам безопасности помните, что детям очень быстро надоедает однообразие, им становится скучно, и они не усваивают нужную информацию. Поэтому старайтесь обучать разными способами – чем их больше, тем лучше. Старайтесь не только рассказывать, но и рисовать, беседовать, обсуждать подходящую ситуацию из мультфильма, устраивайте конкурсы, придумывайте плакаты и т.д. При этом вы легко добиваетесь сразу нескольких целей: во-первых, ребенку не скучно, а во-вторых, во время повторения нужные навыки доводятся до автоматизма.

Пример для подражания

Помните, что ваши слова ни в коем случае не должны расходиться с делом. Наши дети – как маленькие обезьянки, они подсознательно запоминают и повторяют то, что делаем мы. Подавайте ребенку пример предусмотрительности и осторожности – это станет надежным примером для подражания. При этом никогда не перебегайте с ним дорогу в неположенном месте. Возможно, он не будет так поступать, пока маленький, но обязательно начнет это делать, когда подрастет.

Иногда бывают ситуации, когда детям что-то запрещено, но взрослым так делать разрешается. Например, вы требуете от ребенка не заходить в лифт с посторонними дядями, а сами заходите в кабину, где уже есть незнакомец. Объясняйте малышу такие моменты и побуждайте его самого задавать вопросы.

Вообще родителям следует как можно чаще стараться комментировать свои действия, которые касаются безопасности, и обсуждать их с ребенком. Если вы сумели вовлечь его в беседу, это хороший признак: значит малышу интересно, и новые знания он усвоит гораздо лучше.

Воздержитесь от критики!

Никогда не следует критиковать ребенка – он должен чувствовать к вам доверие, а, значит, вы сможете быть в курсе событий и помочь ему в случае необходимости. Особенно это актуально в отношении уже подросших детей: взрослые слишком часто склонны осуждать их поведение, в результате чего они затаиваются и не говорят правду.

Вот несколько основных правил обучения безопасности, которые наверняка помогут подготовить ребенка к вступлению в самостоятельную жизнь:

  1. Начинайте обучение как можно раньше
  2. Обучайте наглядно, в процессе используя разнообразные методы обучения
  3. Повторяйте и закрепляйте как можно чаще
  4. Проверяйте, насколько хорошо ребенок усвоил правила безопасности и умеет ли он их применять на практике

Раздзелы сайта